Подтягивающая маска для лица

Почему скатывается крем на лице

10 секретов красоты японских женщин

Тургор кожи

Солнце сжигает китов

Международная группа учёных впервые показала, что в последнее время резко выросло количество случаев получения китами солнечных ожогов.

Скорее всего, это связано с увеличением уровня ультрафиолетового излучения в результате истончения озонового слоя. «Дело в том, что киты не имеют волос, меха или перьев, которые могли бы обеспечить определённую защиту, и к тому же вынуждены подниматься на поверхность, чтобы дышать, — поясняет соавтор исследования Карина Асеведо-Уайтхаус из Лондонского зоологического общества (Великобритания). — Другие животные могут как-то приспособиться — скрыться в тени, например, — а у китов нет такой возможности».

Выводы основаны на фотографиях, а также биопсии кожи синих полосатиков, финвалов и кашалотов, обитающих в Калифорнийском заливе. Регион расположен вблизи тропических широт, где, по словам учёных, доза приводящей к раку кожи радиации в пять раз выше, чем в средних широтах.

Почти все образцы кожи, собранные в 2007–2009 годах, содержат «загоревшие клетки», то есть аномальные клетки с УФ-индуцированными повреждениями ДНК. Они были обнаружены и в нижнем слое кожи, что говорит об очень тяжёлых солнечных ожогах.

Особенно тревожными выглядят данные по синим полосатикам, которых изучали в течение трёх лет. За это время количество укусов и прочих кожных повреждений осталось тем же, а распространённость солнечных волдырей значительно увеличилась.

Кашалоты и финвалы, обладающие более тёмной кожей, сравнительно лучше защищены, но кашалоты проводят больше времени на поверхности океана по сравнению с синими полосатиками и тоже становятся всё более «загорелыми».

В дополнение к пигментации киты могут защищаться путём запрограммированной гибели поражённых клеток. Судя, однако, по количеству зарегистрированных учёными ожогов, эта естественная защита не справляется с ростом интенсивности УФ-излучения.

Надо заметить, что учёные только начинают осознавать проблемы, связанные с озоновой дырой, со времени открытия которой в этом году исполняется 25 лет. «Самый поразительный урок, который она нам преподала, заключается в том, насколько быстро планета может измениться», — говорит Джонатан Шанклин из Британской антарктической службы.

Хотя существует надежда на то, что отказ от соединений, разрушающих озоновый слой, позволит дыре над Антарктикой к 2080 году вернуться на уровень 1950-х, в течение следующих нескольких лет китам надеяться не на что. «Мы не так уж много можем сделать, чтобы снизить вред, который им наносит солнце, — сетует г-жа Асеведо-Уайтхаус. — В то же время сокращение загрязнения океана, в том числе шумового, могло бы снизить уровень общего экологического стресса».

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

по материалам science.compulenta.ru