Для молодости и здоровья людям необходимы крема с витамином С

В 2019 году в России начнут ставить прививки от ветрянки и ротавирусной инфекции

Спасите ваши уши

Как замедлить старение

Воспаление провоцирует меланому на метастазы

Воспаление провоцирует меланому на метастазы

Ультрафиолетовое излучение вызывает активное метастазирование рака кожи, однако дело здесь не столько в мутациях из-за «обработки» ДНК ультрафиолетом, сколько в реакции рака на воспаление, которое начинается при УФ-повреждениях кожных клеток.

Меланома — рак кожи, развивающийся из пигментных клеток, — имеет репутацию одной из самых опасных опухолей, не в последнюю очередь из-за своей повышенной склонности к метастазированию. Меланомные клетки легко пробираются в лёгкие, печень или мозг, что, разумеется, лишь усугубляет положение больного.

Считается, что одним из факторов, которые провоцируют меланомные клетки к путешествиям, является ультрафиолетовое излучение. Ультрафиолет, как известно, может повреждать ДНК, вызывая мутации, запускающие сам рак; но есть и добавочные мутации, которые могут инициировать у опухолевых клеток «жажду странствий».

Однако, как полагают специалисты Боннского университета (Германия), дело тут не столько в «ультрафиолетовых» изменениях генома раковой клетки, сколько в обычном воспалении, провоцируемом УФ-излучением.

Томас Тютинг (Thomas Tüting) и его коллеги экспериментировали с меланомными мышами, у которых после УФ-облучения появлялись раковые метастазы в лёгких. Когда исследователи присмотрелись к тому, что происходит при этом в первичной опухоли, то обнаружили, что в коже, во-первых, начинается воспаление, а во-вторых, опухолевые клетки путешествуют вдоль кровеносных сосудов. Кроме того, блуждания раковых клеток сопровождались притоком иммунных клеток.

Дальнейшие опыты показали, что в метастазировании большую роль играют нейтрофилы. Эти клетки, активно участвующие в воспалительной реакции, идут на химические сигналы, выделяемые кератиноцитами кожи, которые повреждены ультрафиолетом.

В журнале Nature исследователи пишут, что клетки опухоли начинали перемещаться вдоль эндотелия кровеносных сосудов как раз в ответ на воспалительные сигналы, выделяемые иммунными клетками. По словам авторов работы, эти сигналы заставляют раковые клетки, так сказать, вспомнить молодость: они включают специальную программу, работающую обычно лишь в предшественниках меланоцитов, которые тоже странствуют по кровеносным сосудам, прежде чем осесть в каком-то месте.

Эти результаты говорят о том, что больным меланомой нужно уделять особое внимание не столько тому, чтобы не попасть под УФ-излучение, сколько вообще воспалению. Подавляя воспалительную реакцию, можно сильно уменьшить вероятность возникновения меланомных агентов в здоровых тканях и органах.

Кирилл Стасевич